Работа психолога – это работа в поле человек-человек. Она связана с постоянным тесным взаимодействием с людьми. По статистике большая часть психологов задействована в сфере образования и медицины.

Работая в сфере образования педагог — психолог исходит из необходимости реализации как развивающих, образовательных целей, так и терапевтических, и социальных, в зависимости от стоящих перед ним задач.

Психолог напрямую работает со здоровьем человека. Если принять во внимание определение понятия «Здоровье» по ВОЗ, то оно звучит как — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психолог, работая в сфере образования оказывает содействие формированию здорового образа жизни для всех участников образовательного процесса. Способствует формированию индивидуальности у детей, подростков, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей, подростков и молодежи, а также занимается профилактикой подобных нарушений.

В своей работе педагоги-психологи используют различные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Но у подростков и молодежи наибольший интерес вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п.

Слово Интерактив образовано из 2 английских слов — inter (взаимный), act (действовать). Процесс работы осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Использование интерактивных форм работы предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование упражнений, игр, совместное решение проблем.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находиться в диалоге. Отсюда, интерактив – диалог, в ходе которого обучение осуществляется через взаимодействие.

Основные характеристики «интерактива»:

— вовлечение в процесс всех его участников;
— взаимодействие должно вести к взаимопониманию и к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника решений;
— в ходе взаимодействия участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа информации и обстоятельств;
— каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад;

Технологий «интерактива» существует огромное количество. В дошкольном образовании и воспитании они приобретают всё большую популярность среди психологов и других специалистов.

Их применение на занятиях вызывает у детей устойчивый интерес, что помогает лучше усвоить предлагаемый материал, что также оказалось очень эффективным в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то в ДОУ и используются интерактивные игры-презентации и развивающий интерактивные игры (развитие познавательной, сенсорной сферы, коммуникативной сферы и эмоциональной сферы).

Здесь хотелось бы представить небольшой обзор интерактивного оборудования, выпускаемого Новочеркасской фабрикой Интерактива, которое можно использовать в работе педагога-психолога.

№ п\п Направление работы Используемые интерактивные средства НФИ
1. Развитие познавательной сферы Интерактивная доска или настенная панель «Солнышко», «Облако», «Ладушки», «Рыжик» и др. для психолога выполняет роль наглядно-демонстрационного и практического материала при работе с детьми. На доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется возможность выполнять психологические задания с помощью непосредственной работы на доске.
Интерактивные столы психолога «Юнга», «Боцман», «Капитан».
Многофункциональные интерактивные комвлексы «Хутор», «Дерево знаний», «Будь здоров».
2. Развитие мелкой моторики Тактильные песочные комплексы «Ромашка», «Ручеек»; Многофункциональный тактильный комплекс-парта;
Световой планшет для песочной анимации «Сэнд-лайт», «Сэнд-плюс»;
Стилизованные световые столы: “Дельфин”,“Колодец“,“Сундук”,“Телега”,“Краб”, «Емеля на печи», «Медуза»
Интерактивный световой песочный комплекс «SandProf»
Дидактический комплекс «Познаватель», «Развиватель»
Многофункциональные дидактические модули «Мозайка», «Карусель»
3. Развитие эмоциональной сферы Интерактивный комплекс «Бременские музыканты»
Мастерская мультипликации «Волшебный мир»
Многофункциональный интерактивный стол психолога.
4. Развитие коммуникативной сферы Интерактивный многофункциональный комплекс «Экономград»
Мастерская мультипликации «Волшебный мир»
5. Развитие социальных навыков Интерактивный многофункциональный комплекс «Экономград»
Мастерская мультипликации «Волшебный мир»
Интерактивные комплексы-тренажёры «Волшебный автобус», «Автобот», «Дорожная азбука», «Добрая дорога»


Использовать всё это многообразное оборудование можно, как для индивидуальной работы с детьми, так и для групповой работы. Применяя их в своей работе, стоит помнить о том, что они не должны занимать всё занятие. И, хорошо, если занятия с использованием интерактивного оборудования проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
— работа не более 2х раз в неделю,
— проведение гимнастики для глаз;
— непрерывная работа за оборудованием не более 5-7 мин.
Как показывает практика, обучение с помощью интерактивного оборудования вызывает большой интерес как у детей, так и у взрослых. Использовать интерактивные многофункциональные комплексы можно и для совместной работы родителей с детьми. Это позволяет наладить более тесный контакт между ними, в игре дети и родители работают, общаясь, развивая свои коммуникативные качества, обучаются с удовольствием вместе, между ними устанавливается более тёплая эмоциональная связь.
С учетом требований ФГОС любой педагог-психолог может разработать занятия с детьми групповые и индивидуальные по следующим направлениям:
— речевое развитие,
— познавательное развитие,
— формирование элементарных математических представлений,
— развитие эмоциональной и социально — коммуникативной сфер.
На базе нашего интерактивного оборудования.

Автор статьи: практический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, арт-терапевт, организационный консультант Галунова А.П.